Арм. поселения в России


Армяне (самоназв. hай). Этнической родиной А. является Армянское нагорье, на небольшой части которого ныне расположены Респ. Армения и Нагорно-Карабахская Респ. Общая численность в мире ок. 8 млн, в т.ч. на Юге России — 615,1 тыс. (2002). Армянская цивилизация относится к древнейшим цивилизациям мира. Уже в I в. н.э. в Армению проникает христианство, которое в 301 г. становится гос. религией. В настоящее время подавляющая часть А. — христиане-монофиситы, небольшая часть — католики и протестанты. Арм. язык относится к индоевропейских семье языков, среди которых является одним из древнеписьменных. Древним лит. языком является грабар, который в процессе развития претерпел ряд изменений, а в процессе локализации некоторых этнических групп возник ряд диалектов (в т.ч. ново-нахичеванский).

Находившаяся на стыке различных цивилизаций, где сталкивались интересы сильнейших держав, Армения стала ареной беспрерывных войн и нашествий, которые в конечном итоге привели к частич-ной потере государственности, гибели населения, разорению городов и селений, насильственным переселениям и миграциям. Трагическая судьба народа привела к возникновению многочисленной диаспоры. В настоящее время, кроме России, арм. диаспоры существуют в США (ок. 700 тыс. чел.), Франции (ок. 300 тыс. чел.), Иране (ок. 200 тыс. чел.), Турции (ок. 150 тыс. чел.), Аргентине (ок. 90 тыс. чел.) и других странах.

Арм. поселения в России формировались на всем протяжении существования Российского государства. Первые сведения об А. на территории Древней Руси относятся уже к X в. Общность полит. интересов, единая вера — христианство, объективно спо собствовали тому, что в лице России А. видели не только гарантию своего физического спасения, но и надежду на восстановление своего нац. очага на ист. родине. Последнее соответствовало и геополитическим интересам России.

Хотя крупные поселения А. на Сев. Кавказе возникают с XVIII в. в связи с укреплением здесь позиций России, уже в IX в. устанавливаются тесные связи А. с аланами и адыгами. В этой связи интересна находка перстня-печати армянского царя Ашота I (886—891) в богатом женском погребении Сев. Зеленчукского храма.

Важную роль в деле переселения А. на Сев. Кавказ сыграл Петр I. Так, известный арм. предприниматель Сафар Васильев в 1710 г. получил право по-строить на берегу Терека шелковый завод, который стал первым российским шелковым заводом. Вскоре после основания завода выросло поселение, названное Сарафанниково (с к. XVIII в. — Шелкозаводское). Преемником С. Васильева выступил армянин В.М. Хастатов. В имение Хастатовых приезжал М.Ю. Лермонтов, быввший с ним в родств. связях. Из арм. населения состояло и селение Паробочево, основанное в сер. XVIII в. при шелковом заводе, постороенном венгром Паробочем.

Наиболее интенсивная миграция А. на Сев. Кавказ начинается в период утверждения России в регионе. После основания в 1736 г. креп. Кизляр здесь поселилось 450 арм. семей из Дербента, Карабаха и Персии, преимущественно семьи служащих арм. эскадрона, принимавшего участие в перс. походе Петра I. Большинство населения Кизляра вплоть до сер. XIX в. составляли А. В 1804 г. из 6 тыс. жителей города их было 5 тыс. Немало кизлярских А. переселилось в Моздок сразу же после его основания в 1762 г. В 1785 г. из почти 900 жителей Моздока более 700 были А. В 1777 г. на линии укреплений Азов — Моздок среди черкес. селений была поставлена крепость Георгиевск. Для развития торговли между русскими и черкесами сюда была приглашена большая группа арм. купцов. Они построили здесь большой гостиный двор, торговые ряды, церковь, школу, организовывали ярмарки, которые стали известны не только в России, но и по всей Европе. Сюда привозили шерсть, овчины, кожу, меха, воск, марену, промышленные товары. Путешественник М. Бжишкян, посетивший Георгиевск в 1811 г., насчитал там 80 арм. магазинов.

На основании опыта Георгиевска правительство для развития торговли в Ставрополе пригласило 50 арм. семейств. Сюда стали прибывать А. из Тифлиса, Моздока, Нахичевани, Кизляра. Помимо торговли из магазинов А. занимались разъездами по селам и аулам для закупки пшеницы, мехов, сурепы, овчины, кожи, шерсти. По образцу Георгиевска Ставрополь тоже имел свои ярмарки — Троицкую, Мар товскую, Ивановскую. В 1837 г. Ставрополь посетил Николай I, который свой приезд ознаменовал открытием гимназии. Дом, в котором была открыта гимназия подарил городу арм. купец Плотников.

В 1796 г. рус. войско предпринимает поход на Дербент, находившийся в то время под контролем Персии. Над местными А., оказывавшими всестороннюю помощь русским, после ухода последних, нависла реальная угроза расправы. Встал вопрос о переселении в российские пределы Сев. Кавказа дербентских и мушкурских А. Правительств. круги России, понимая значение новых поселенцев в хоз. освоении края, приняли положит. решение. Часть переселенцев в р-не Кизляра основала сел. Дербентское, Малахолинское и Карагалинское. Недалеко от Моздока выходцами из Хачмаса и Кирвара (сев.-вост. Закавказье) в лесном урочище, принадлежащем семейству отставного майора Ростованова, было основано сел. Касаева Яма. Свое настоящее имя — Эдессия, поселение получило только в сер. XIX в. в честь древнего арм. города Эдесса.

Новым поселенцам были предоставлены обширные права, закрепленные в Указе императора Павла Сенату от 15 апр. 1799 г. и его Жалованной грамоте от 28 окт. 1799 г. В этих док. указывалось, что А., имеющим склонность к городскому образу жизни, занятиям ремеслом и торговлей, позволялось основать новый город, получивший название Святой Крест (Сурб Хач), который в советское время был несколько раз переименован (Прикумск, Буденновск). До нач. XX в. большинство жителей города составляли А., и лишь в нынешнем веке этнический состав города коренным образом изменился.

К 60—70 гг. XIX в. относится начало переселения А. из Зап. Армении, преимущественно из исторической области Амшен (юго-вост. побережье Кавказа). А. заселяли как города, так и села Кубани и Черноморья. К к. 80-х гг. их численность там достигла ок. 10 тыс. чел. Первым в 1864 г. было основано сел. Армянское Шапсухо (совр. Тенгинка). К 1894 г. относится образование арм. колонии в Екатери-
нодаре. Крупнейшими поселениями А. стали Вардане с входившими в него сел. Лоо, Хобза, Ходжиепс, Армянская, Подхребтовая, Уч-Дере и др.

Новый этап арм. колонизации Сев. Кавказа относится к периоду геноцида, развязанного турецким правительством в 1915—1923 гг. против арм. населения Зап. Армении. Беженцы, устремившиеся на Сев. Кавказ, нашли пристанище не только в крупных городах, но и основали десятки селений. Только в Майкопском р-не образовалось ок. 70 арм. сел и хуторов.

Возникновение арм. колонии на Дону во 2-й пол. XVIII в. было связано с той борьбой, которую вела Россия за Крым с татарами и их союзниками — турками. С целью эконом. ослабления Крыма из него под предлогом спасения от гнета иноверцов по Указу императрицы Екатерины II христианское население Крыма — А. и греки — было введено в пределы Российской империи. Всего из Крыма было выведено 12 695 А. Указом императрицы Екатерины II от 14 нояб. 1779 г. переселенцам на территории Азовской губ. недалеко от креп. св. Дмитрия Ростовского выделялось 12 тыс. десятин земли, предоставлялось освобождение от всех гос. податей и повинностей. 21 апр. 1781 г. было официально заложено основание нового города Нахичевань и пяти окружным селениям (Чалтырь, Топты (ныне Крым), Большие Салы, Малые Салы и Несвитай). Позднее, в 1785 г., жители Нахичевани на р. Самбек основали шестое село — Катеринован (Екатериновка).

Жители города успешно занимались ремеслом и торговлей. Так, уже в 1782 г., т.е. через три года после основания Нахичевани в городе существовало 108 торговых заведений, четыре сафьяновых завода и один завод по пр-ву шелка. Успехи жителей в торговле и пром-сти завоевывают городу положение одного из крупнейших центров Азовской губ., при этом торговля развивается не только с самыми отдаленными районами страны, но и с заграницей. Вывозили масло, пшеницу, сало, шерсть, рыбу, икру и т.д. Из-за границы ввозились апельсины, лимоны, вино, оливки и оливковое масло, пряности, шерстяные и шелковые ткани из Персии, Турции и др.

Успешная эконом. деятельность способствовала быстрому развитию города и его населения. Так, в 1782 г. в Нахичевани проживало 4 тыс. жителей, в 1822 г. — уже 10 735, а к 1899 г. население города достигло почти 30 тыс. чел.

Основание и развитие арм. колонии на Дону сопровождалось и формированием органов внутр. самоуправления. Первоначально Нахичевань управлялась магистратом, судеб.-адм. учреждением, которое распалось на два отдела: армянский и общий. Полицейские обязанности несли выборные от арм. о-ва два члена магистрата, которые назывались заседателями. Духовными делами заведовал специальный духовный суд, городскими делами — выбиравшаяся на три года т.н. «шестигласная» дума, состоявшая из пяти членов магистрата и городской головы.

В 1811 г. был утвержден герб Нахичевани. Он изображал щит, разделенный наискось на две половины. В верхней половине на серебряном поле изображены золотые пчелы, в нижней — золотой улей на зеленом поле.

Во время своего существования Нахичевань несколько раз изменяла свою адм.-территор. принадлежность. С 1782 г. она входила в Таганрогский уезд Азовской губ., с 1784 по 1796 гг. находилась в составе Мариупольского уезда Екатеринославского наместничества, в 1796—1802 гг. входила в Ростовс кий уезд Новороссийской губ., в 1802—1807 гг. она уже в составе Екатеринославской губ. Лишь с 1887 г. Нахичевань переходит под начало Области Войска Донского.

Начавшиеся буржуазные реформы 60—70 гг. XIX в. существенно изменили внутр. жизнь и устройство Нахичевани.

Согласно Городовому положению 1870 г. место Магистрата заняла Городская Дума и избиравшаяся из ее депутатов (гласных) Управа. Город был подчинен ведению ростовской полиции, считаясь ее пятым и шестым полицейскими участками, арм. суд был заменен на основании судебных уставов судебной системой, складывающейся по всей стране, но самым нежелательным для арм. населения был закон 1874 г., согласно которого жители городов и сел. на общем основании были призваны к отбыванию воинской повинности. Таким образом, буржуазное развитие страны привело к полной ликвидации тех привелегий, которые были некогда дарованы донским А.

Эконом. упадок Нахичевани-на-Дону, начавшийся со 2-й пол. XIX в. и вызванный рядом причин, главной из которых была гос. поддержка соседнего Ростова-на-Дону, привел к тому, что Нахичевань постепенно начала превращаться в естественный придаток своего набирающего мощь соседа, став в конечном итоге одним из его районов. В годы советской власти в дек. 1928 г. постановлением комиссии при Президиуме ВЦИКа СССР Нахичевань-на-Дону была присоединена к Ростову-на-Дону и переименована в его Пролетарский р-н.

А. Сев. Кавказа и Дона сохранили свою самобытную культуру. Некоторые арм. просветители, в т.ч. Е. Шахазиз, были убеждены в том, что без хорошо поставленной системы образования сохранение арм. культуры невозможно. На Ставрополье: в Моздоке, Кизляре, Эдессии — возникают церковно-приходские, частные школы. В 1846 г. в Армавире на средства купца Д. Улуханова при церкви Сурб Аствацацин строится первое приходское училище. В 1888 г. в г. Пятигорске открывается арм. церковно-приходское училище с раздельным обучением мальчиков и девочек. В Нахичевани-на-Дону на средства купца М. Гогоева была открыта в 1882 г. женская гимназия. Однако дело образования осложнялось отсутствием на Сев. Кавказе высших учеб. заведений, вследствие чего многие арм. семьи были вынуждены отправлять своих детей в столицу, где они продолжали обучение в образованном в 1815 г. Лазаревском ин-те вост. языков, откуда открывалась прямая дорога в Моск. ун-т.

В Нахичевани-на-Дону в 1790 г. при монастыре Сурб Хач была открыта первая на юге России типо-графия. В 1895 г. в Нахичевани-на-Дону было завершено строительство городского театра, хотя спектакли и пьесы ставились еще с 1830 г. и игрались в помещении городского училища. С 1913 г. начал функционировать первый кинотеатр «Эльдорадо».

Семейные отношения А. Сев. Кавказа отличались патриархальностью. Неограниченная власть в семье принадлежала «тантеру» — старшему мужчине в семье, который распоряжался движимым и недвижимым имуществом большой семьи. В городах мужчины проводили вечера в клубах, в то время как женщины, сидя дома, посвящали себя воспитанию детей, разведению цветов, рукоделию. Свадьбы обычно игрались с осени и продолжались до великого поста, когда крестьяне завершали полевые работы, а горожане возвращались с дач. Выбор невесты зависел не только от внешности девушки, но и от приданного, т.е. большинство браков было результатом определенных расчетов. Свадьбы продолжались обычно 2-3 дня.

Основными праздниками А. были Новый год, Рождество, Крещение, Сретение, Масленица, Пасха, Преображение и т.д.

Гл. сооружением городской усадьбы стал полутороэтажный жилой дом, который пришел на смену небольшим деревянным и турлучным сооружениям. Подавляющее число усадеб имело фруктовый сад, а на окраинах и огород. С южной стороны пристраивался балкон или крытая терраса.

Пища донских А. отличается особой пикантно-стью и остротой. В качестве приправы применяют перец, чеснок, пряную зелень: тархун, эстрагон, мяту, базилик. Одним из основных продуктов питания А. является хлеб — лаваш, выпекаемый в круглом глиняном очаге. Важное место в пище занимают супы, из которых наиболее популярен хаш — бульон из сваренных говяжьих ножек, приправленный солью, чесноком. Из мяса в равной степени употребляют и баранину, и свинину, и говядину. Особенно искусны А. в приготовлении сладких мучных блюд, из которых наиболее популярны гата, курабье, хавиц.

Из среды А., проживающих на Дону и Сев. Кавказе, вышли выдающиеся деятели культуры и науки: поэт и демократ М. Налбандян (1829—1866), классик арм. лит. Р. Патканян (1830—1892), выдающийся ученый-ориенталист, один из первых академиков-А. Императорской Академии Наук К. Патканов (1833—1889), народный художник СССР, Герой Социалистического Труда М. Сарьян (1880—1972), выдающийся историк, литературовед и театровед, чл.-корр. АН Армянской ССР А.К. Дживелегов (1875–1952), государственный деятель А. Мясникян (1886–1925), выдающийся ученый-филолог, проф. Ленинград. гос. ун-та, почетный член ряда зарубежных академий Б.Г. Реизов (1902—1981), известная писательница М. Шагинян (1888—1982), писатель, юрист, гуманист Г.Х. Чалхушьян (1861—1939), выдающийся театровед, профессор ГИТИСа Г.Н. Бо яджиев (1909—1974), выдающийся актер и режиссер Е.Б. Вахтангов (1883—1922), известные архитекторы М.В. Григорян (1900—1978) и О.Х. Халпахчьян (1907—1996) и др.

С к. 80-х гг. начинается процесс возрождения культурных традиций арм. диаспоры Дона и Сев. Кавказа Наиболее ярко этот процесс проявился в создании и деятельности арм. культур.-просветит. о-в: «Общество армянской культуры и милосердия им. М. Маштоца» (Краснодар), «Нор-Нахичеван» (Ростов-на-Дону), «Эребуни» (Ставрополь), «Цанк» (Анапа), «Амшен» (Туапсе), «Общество им. В. Теряна» (Пятигорск), «Армавир» (Армавир), «Крунк» (Кисловодск), «Айк» (Минеральные Воды), «Наири» (Владикавказ), «Луйс» (Новороссйск), «Ани» (Новочеркасск) и др.

Основными направлениями деятельности культур.-просветит. о-в являются создание и деятельность фольклорных ансамблей («Ани» у донских А., «Амшен» у причерноморских а.), издание газет и журналов по соответствующей тематике. Так, с 1995 г. начал выходить историко-культурный журнал «hамайнк» (гл. ред. В.З. Акопян), публикующий материалы по истории и культуре А. Юга России. Еще одним направлением деятельности о-в является создание воскресных школ, где желающие изучают арм. язык. В 1993 г. в Минеральных Водах состоялся первый выпуск учеников арм. воскресной школы.

В новую фазу вступает процесс возрождения арм. духовности и культуры в России. Так, в Кисловодске в 1996 г. была открыта Церковь Сурб Вардан Мамиконян, в Пятигорске идет сооружение церкви Сурб Саркис. На всех мероприятиях, проводимых арм. общинами, обязательно присутствуют арм. священники.


Литература:
Ананян Ж., Хачатурян В. Армянские общины России. Ереван, 1993;
Айрапетян В.Л. Из истории поселения армян на Северном Кавказе и их торгово-экономическая деятельность // Вестник архивов Армении. 1974. № 1;
Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779—1917). Ереван, 1996;
Богданян А.М. Из прошлого. Ростов н/Д, 1989;
Погосян Л.А. Армянская колония Армавира. Ереван. 1981.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акушинцы – дагестанцы армянского происхождения

Кто они – говорящие по-армянски амшенцы-мусульмане (начало)