Акушинцы – дагестанцы армянского происхождения


Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученого мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном ауле – хорошие строители мостов и дорог, в другом – прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами. И в каждом ауле есть свои талантливые музыканты, певцы, танцоры, потому что все народы Дагестана отличаются исключительной музыкальностью. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории. Редакция газеты «Дагестанская правда» начала серию публикаций об аулах Дагестана с Акуши.
Акуша

Акуша – административный центр Акушинского района. Расположен на берегу притока Казикумухского Койсу – реки Акушинки. Высота над уровнем моря – около 2000 м. Аул состоит из 6 частей (кварталов). Археологические памятники показывают, что окрестности Акуша были заселены людьми еще в каменном веке. Наиболее ранние письменные сведения об Акуша относятся к VI в. н. э. Они имеются в работах местных авторов, написанных на основе персидских, арабских, русских и других источников и местных исторических хроник, не сохранившихся до наших дней.

Предположительно Акуша тогда входил в состав политического образования, куда также входили верхнедаргинцы, лакцы и часть аварцев. Согласно преданию, исповедовали жители Акуша христианство григорианского толка, сами акушинцы считали, что они по происхождению армяне. В VII—VIII вв. сюда пришли арабы, но ислам утвердился здесь гораздо позже, хотя и приняли его акушинцы раньше усишинцев, мугинцев и мекегинцев. В 1396 году Тимур возвращался после похода на земли Поволжья, Придонья, Приазовья, Северного Кавказа. Но Акуша он не разорил, а наоборот, возвысил, подчинив акушинскому кадию все верхнедаргинские общества.

В ХVII-ХVIII вв. Акуша был уже довольно большим аулом, разделенным на кварталы. Многолюдность Акуша давала возможность акушинцам выставлять большое войско и играть важную роль в политической жизни Дагестана.

В период третьего похода Надир-шаха на Дагестан акушинцы активно участвовали в его разгроме в Андалале.

Авторитет и влияние акушинского кадия в Дагестане делали его власть в Акуша-Дарго еще сильнее, а столицу федерации – аул Акуша – одним из политических центров Дагестана. Таким практически оставалось селение Акуша и после присоединения Дагестана к России, и в годы гражданской войны, и в период Советской власти.
23.11.2010
«Дагестанская правда» 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кто они – говорящие по-армянски амшенцы-мусульмане (начало)