Из книги Сардаряна С.А. «Армения колыбель цивилизации», ЕГУ, 2004г. в переводе на русский язык. Книга издана после смерти известного ученого, через 9 лет.


Из книги Сардаряна С.А. «Армения колыбель цивилизации», ЕГУ, 2004г. в переводе на русский язык. Книга издана после смерти известного ученого, через 9 лет.

Профессор Сардарян С.А. высказал свое убеждение о том, что север Месопотамии и горные районы Армении были населены людьми, которые не были ни семитами, ни шумерийцами и отличались от последних светлым цветом кожи. Смит именует их субаритами или хурритами (их язык также яфетический), считая, что они принадлежат антропологическому типу арменоидов (переднеазиатских). Весьма возможно, что в незапамятные времена их соплеменники заняли Шумер. Таким образом, возникновение типа арменоидов в Передней Азии и на Армянском нагорье относится к более раннему времени, нежели вторжение арийцев и семитов. Первоначальный период распространения арменоидов на территории Передней Азии предшествовал распространению индоевропейских языков.

В течение тысячелетий Армянское нагорье вместе с соседней Малой Азией является родиной отдельной культуры, здесь прочно сохранилась единая основа с племенным признаком - племя арменоидов Лушана, которое было носителем этого антропологического типа. Последние представители арменоидов в недоступных частях страны на протяжении веков вели борьбу не на жизнь, а на смерть. Вторжение в страну и продвижение семитских племен, а затем нашествия турок-сельджуков и монголов помешало автохтонным народам Передней Азии развить и усовершенствовать местную цивилизацию. Между тем, Армянское нагорье в этом отношении является единственным уголком древнего мира. Преистория Армении охватывает почти все периоды человеческой истории: начиная с раннего каменного века, новокаменного века и медного века. Армения одна из колыбелей доисторического происхождения и развития человека. В настоящее время ранний каменный век Армении датируется в 4 млн. лет.

В Армении обнаружены орудия труда и деятельности, характерные для самого раннего каменного века, грубые обработанные первые человеческие "изделия" еще с дошельского периода. Армения входит в основную зону антропогенезиса происхождения человека. Дошельский период сменяется шельским, а затем и ашельским периодами. Следующей степенью развития человека в Армении характеризуется средним каменным веком (мустерский период), который представляет время неандертальского человека. Данный период времени сменяется каменным веком, периодом становления Homo sapiens, который свидетельствует о том, что Армения была непрерывно заселена человеческим сообществом в течение всего каменного века (Сардарян С. 2004).

В XII - VIII тыс. до н.э. рост численности населения в Армении привел к изменению родоплеменной структуры организации сообщества, в результате миграции были освоены и новые территории. В период среднего каменного века появляются изделия из обсидиана (ванакат) геометрических малых форм (пирамидальных, округлых, призматических, ножных, резцов, скобок, рубил, коротких, длинных, треугольных, трапециидальных инструментов и т.д.). В этот период появляется и формируется современный человек, который своими основными чертами остается без изменений по настоящее время. Этот период характеризуется началом развития каменного искусства, архитектуры, наскальной живописи и петроглифов.

В VIII - V тыс. до н.э. происходит формирование одной из древнейших мировых культур ранних земледельцев-скотоводов - культуры новокаменного века Армянского нагорья. Культура ранних и поздних охотников и собирателей дала основу для развития передовых форм организации земледельческих и скотоводческих хозяйств и быта. Благоприятный природные и климатические условия оставили свой отпечаток на дальнейшем развитии культуры земледельцев и скотоводов. Возникает новый постоянно оседлый образ жизни и культуры населения, строились глинобитные постройки, развивалась соответствующая архитектура, проектировались искусственные ирригационные сооружения, каналы, возникало искусство керамики. Переход на новые формы экономических, торговых отношений привел к быстрому росту численности населения. Были построены древние поселения земледельцев; второй Черный-холм (Սև բլուր), Касах второй (Քասաղ երկրորդ), Кхзян-холм (Կղզյան բլուր), Маштоц -холм и др. Рост населения сопровождался развитием специализации, формированием и разделением по труду скотоводческих и земледельческих племен, появлением племен, занимающихся преимущественно производством орудий труда и быта, различных видов пищи, керамики, оружия и т.д. Имела место дальнейшая миграция населения.

В результате в VI - III тыс. до н.э. на равнинах и в долинах Араратских завершается процесс формирования экономики и культуры скотоводческих и земледельческих племен. Это привело к крупному рывку в росте производительных, культурно-когнитивных способностей жителей Армянского нагорья. В этот период происходит отделение земледельческих скотоводческих племен от основной массы родственных им племен ранних и поздних охотников, рыболовов, собирателей, что явилось отображением объективных процессов развития и разделения различных форм физического и умственного труда. Таким образом, в конце среднего каменного века, в начале новокаменного века в целом равнинные и горные районы Армянского нагорья характеризовались наличием простейшей культуры мезолита и неолита, экономической основой которой оставались охота, рыболовство и собирательство, а в некоторых местах уже формировались новые формы социально-экономических отношений - переход к укладу жизни скотоводов и земледельцев.

В прошлом многие ученые, в том числе и советские (Дьяконов И.М., Пиотровский Б., др.) рассматривали древнейшую культуру Армении как привнесенную извне с Восточной Европы или Центральной Азии с "доисторической родины". Эта ошибочная теория расселения стала основой распространенного мнения, будто бы культурно-историческая роль коренных древнейших племен Армении не играла какой-либо заметной роли. Обнаруженные памятники материальной культуры новокаменного и медного веков свидетельствуют об общих закономерностях, которые связывают Армению с такими регионами как Закавказье, Междуречье, Сирия и Палестина, северо-восток Ирана, юго-восточная Малая Азия, которые в определенный исторический период объединяются в понятие Передняя Азия.

С. Сардарян пишет, что ряд ученых, следуя турецкой историографии, называет западную часть Армянского нагорья "Восточной Анатолией", термин, который лишен научной и исторической основы. В 1923 г. впервые вместо понятия западной части исторической Армении используется термин "Восточная Анатолия" в турецкой литературе, что и привело к недоразумению понятия "Армянское нагорье" как в географическом, так и в историческом аспектах и смыслах (суть).

Некоторые советские археологи (Пиотровский Б., Чубинишвили Т., Кушнарева К., Мунчаев Р.), следуя примеру зарубежных археологов, также повторили эту ошибочную точку зрения и в литературе "Восточную Армению" повсюду называли "Восточной Анатолией". Те же археологи Северную Армению называли Южным Закавказьем, которое не является ни научным, ни историческим понятием. "Закавказье" как понятие (Айсрковказ) зародилось лишь в XVIII веке. Оно лишает права исследователя возможности учесть древнюю историю исторической Армении и ее древнее население целостности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Акушинцы – дагестанцы армянского происхождения

Кто они – говорящие по-армянски амшенцы-мусульмане (начало)