“Официальная” история (кратко) армян Киевской Руси и Украины.






Великий князь киевский Владимир Святославович «Красно Солнышко» (978—1015 гг.) с целью  повышения престижа и укрепления своей власти добился брака с царевной Анной, много армянских воинов, ученых, зодчих и священослужителей-халкедонитов сопровождали свою соотечественницу царевну Анну на Русь. Владимир поручил приехавшим из Византии армянским зодчим строительство церкви пресвятой Богородицы. Также армянские зодчие, каменотесы и живописцы принимали деятельное участие в украшении и расширении древнего Софийского собора, о чем свидетельствуют 22 армянские надписи, относящиеся к этому времени.


На Русь из Армении приходили не только люди мирного, созидательного труда, но и воины. Впервые армянские воины, получившие славу как отважная тяжелая латная конница, были приглашены русскими князьями на военную службу и действовали в составе их войск в начале Х века. Армянские отряды участвовали в борьбе киевских князей с польским князем Болеславом Храбрым в 1009 году, а позднее, в 1062 году — в войнах с удельными князьями и половцами.


В Галицкой земле армянские поселенцы стали появляться примерно в конце X века, расположив свое первое поселение возле Замковой горы, недалеко от одного из главных торговых путей того времени, которое к началу XII века (по современным археологическим данным) сформировался уже в городское образование. Сегодня это исторический район «Подзамче – площадь Старый Рынок» современного Львова. 


Во второй половине XI веке, после падения Ани, столицы Армянского царства, захваченной турками-сельджуками в 1064 году, тысячи беженцев устремились на запад и число армянского населения значительно увеличилось. Именно во Львове  возникла самая значительная на территории Галиции армянская колония, сыгравшая большую роль в развитии экономики и культуры региона. Среди множества сооружений здсь уже стоял и армянский монастырь hАчкатар с церковью святой Анны, освещённые, по некоторым источникам, в 1181-1183 гг.


Во время правления Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125 гг.), внука Ярослава Мудрого и Византийского императора Константина Мономаха (армянина), в Киеве появился целый армянский квартал. Армянская община Киева состояла в основном из ремесленников и купцов. Слава армянских врачей в Древней Руси была настолько велика, что один из них, Агапит из Александрии, был удостоен чести стать придворным лекарем великого князя Владимира Мономаха. 


Армяне принимали деятельное участие не только в экономической, но и политической жизни древнерусской столицы. Улицы “Армянские” появились почти во всех городах, некоторые из них были главными магистралями поселений.


За последующих пять столетий (XIII-XVII) в Украине возникло свыше 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек. К концу XVII-го века в Украине было уже 70 армянских поселений. Кроме Львова наиболее значительные армянские памятники расположены:


Замостье – армяно-католический костел «Св. Станислава» 1765-1768 гг., 


Черновцы – армяно-католический костел «Св. Григория Просветителя» 1869-1875 гг., 


Бережаны – армяно-католический костел 1764 г.,


Городенк – армяно-католический костел 1706 г., 


Жванец – армяно-католический костел 1740 г., построен на месте более древнего, разрушенного,


Каменец-Подольск – армянская церковь Сурб Никогайос (с 1495 по 1810 год Церковь Благовещения св. Богородицы) 1398 г.


Куты – армяно-католический костел «Непорочного зачатия»1786 г., 


Луцк – костел «Св. Степанноса» 1378 г., 


Лисц – армяно-католический костел 1853 г.,


Могилев-Подольский – армяно-католические костелы «Св. Троицы» и «Григория Просветителя» 1772-1791 гг., 


Ражков – армяно-католический костел 1786 г.,


Снятын – армяно-католический костел 1801-1805 гг., 


Тысмениц – армяно-католический костел «Св. Каетана» 1759-1780 гг., 


Язловец –  церковь «Св. Богородицы», начало XVII века


Ивано-Франковск (бывший Станислав) – армяно-католический костел 1743- 1762 гг. на месте деревянного 1665 г. (кстати, в Ивано-Франковске хранилась чудотворная икона Армянской Богоматери, датируемая XVIII веком. В 1937 году здесь с участием множества верующих, примаса Польши и львовского армяно-католического архиепископа произошла коронация образа, о дальнейшей его судьбе расскажу отдельно).


На фото – 


1. Герб Галицкой земли с печати Владислава Опольского. 1378 г.


2. г. Львов, ул. Б.Хмельничкого, церковь Параскевы Пятницы – примерно на этом месте и стояли армянский монастырь и церковь Св. Анны 


3. интерьер Армянской церкови в Бережанах.


4. г. Каменец-Подольск – армянская церковь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кто они – говорящие по-армянски амшенцы-мусульмане (начало)

Акушинцы – дагестанцы армянского происхождения